Образовательная программа МБДОУ №70 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с 1 года и до достижения воспитанниками на 01 сентября текущего года возраста необходимого для обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, достижение воспитанниками готовности к школе.
Полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности осуществляется посредством реализации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
В дополнение используются программы:
- Парциальная программа » STEM- образование для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста» под ред.Т.В.Волосовец,В.А.Марковой.,С.А.Аверина.
- Региональная программа » Приключение Светофора» по работе дошкольных образовательных организаций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
- Программа развития музыкальности у детей раннего возраста «Малыш» В.А.Петровой
Реализация части программы, формируемой участниками образовательного процесса, обеспечивается с помощью программ:
- «Я — Ты — Мы» О.Л.Князевой
- «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюковой.
Всё обучение по реализуемым образовательным программам проходит по договорам за счёт местных бюджетов и за счёт физических лиц.
Перечень программ, обеспечивающих реализацию обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса
- «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева
Ведущие цели программы создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение жизнедеятельности дошкольника.
- «Программа воспитания и обучения детей с ФФН» Т.Филичева, Г.Чиркина
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Программа предназначена для дошкольников старшей и подготовительной групп. Общая цель коррекционно-развивающей программы освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
- «Программа корр.обучения и воспитания детей с ОНР» Т.Филичева, Г.Чиркина
В программе освещаются основные этапы коррекционно-логопедической работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. В пояснительной записке программы приводятся характеристики детей, раскрывается организация коррекционно-развивающего процесса, рекомендуется речевой материал. Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с детьми с ОНР.
- «Физическая культура в детском саду» Л.И.Пензулаева
Физическое развитие детей согласно принципу интеграции осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
- «Трудовое воспитание в детском саду» Л.В.Куцакова
Интерес к труду необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, взросления обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
- «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Р.С.Буре
В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения.
- «Формирование элементарных мат.представлений» И.А.Помораева, В.А.Позина
Система работы по формированию элементарных математических представлений включает комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и предметами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
- «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В.Дыбина
Главной задачей выступает ознакомление с окружающим предметным и социальным миром, формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств; формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
- «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова
С младшего дошкольного возраста у ребенка необходимо формировать понимание того, что человек часть природы, что он должен беречь и охранять, защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
- «Познавательно-исследовательская деятельность» Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов
Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. В качестве содержания физических явлений выбираются постоянно наблюдаемые детьми процессы, отражающие три состояния вещества, и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов.
- «Развитие познавательных способностей» Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова
Основная цель данного пособия развитие творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Диалектическое мышление одна из форм мышления, позволяющая видеть существенные противоречия в объектах познания и продуцировать на основе структурного преобразования этого противоречия новые идеи.
- «Развитие речи в детском саду» В.В.Гербова
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речью, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книгой, различными литературными жанрами, восприятие текстов на слух; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- «Конструирование из строительного материала» Л.В.Куцакова
Основными задачами конструктивно-модельной деятельности, организуемой в детском саду выступают приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
- «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комарова
Формирование творческой личности одна из наиболее важных задач на современном этапе. Наиболее эффективное средство изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или избегает их. Творческая деятельность своеобразна и значима в процессе всестороннего развития личности.
- «Гармония» К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан
В целях развития основных направлений художественно-эстетического цикла детей с 3 до 7 лет используется программа «Гармония», основной задачей которой является развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности. Это определяет и содержание, и методы работы, и общую структуру программы.
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста реализуется в разделе музыкальной деятельности программой «Малыш». Данная программа является преемственной с образовательной программой данного направления в дошкольных группах «Гармония» в области как целевого, так и технологического, и содержательного компонентов. Программы имеют общий диагностический инструментарий.
- «Развитие игровой деятельности» Н.Ф.Губанова
Игра ведущий вид деятельности у дошкольников, соответственно основной целью является создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры, развитие интереса к различным видам игр всесторонне воспитание и гармоничное развитие дошкольников в игре.
- «Безопасность» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина
Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Программа направлена на решение такой социально-педагогической задачи как воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных нестандартных ситуациях.
Региональная программа по ПДД «Путешествие Светофора»Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Данная программа направлена на обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством путешествия по станциям «Красный, желтый, зеленый».
- «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Л.А.Кондрыкинская
Для решения задач патриотического воспитания дошкольников используется также методическое пособие «Я ребенок, и я … и я имею право!..» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой. Патриотизм в современных условиях это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
- «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых» А.Лопатина, М.Скребцова
Для решения задач гендерного воспитания дошкольников используется методическое пособие «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых», а также «Беседы об ответственности и правах ребенка» О.И.Давыдовой, С.М.Вялковой. Основная цель учебно-методических пособий состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения. Пособия включают программу управления процессом полоролевого воспитания, этические беседы, праздники, развлечения.
- «Ценностно-смысловое развитие дошк-в» Р.Чумичева, О.Ведмедь, Н.Платохина
Данное пособие используется для ознакомления с историей и культурой Донского края. Содержание регионального компонента образования способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.