IX ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНКУРС «ВОСЕМЬ ЖЕМЧУЖИН ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – 2022»

IX Федеральный научно-общественный конкурс «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2022»

Номинация «Здоровый дошкольник!»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 70»

Проект на тему:

«Реализация социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» в процессе организации волонтерской деятельности ДОУ»

Дошкольное детство — важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте двигательная активность выступает в качестве условия познавательного, личностного и социального развития маленького человека, основой для полноценного функционирования психических процессов, формирования социально-детерминированных физкультурных мотивов и потребностей.

Вопросы оздоровления , закаливания воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни всегда были в фокусе воспитательно-образовательной деятельности: в ДОУ функционирует фитобар, дети получают кислородные коктейли, наряду с систематическими занятиями по физической культуре и воспитанники вместе с родителями и воспитателями участвуют в различных оздоровительных мероприятиях, сдаче норм ГТО. Воспитатели проводили викторины, конкурсы и театральные постановки, посвященные здоровому образу жизни. Однако нарастающий уровень гиподинамии детей, связанный с увеличением времени, проводимому детьми с различными гаджетами, малоподвижный образ жизни в семьях, увеличение количества детей с повышенной массой тела требует новых подходов к проблеме оздоровления дошкольников с учетом уже имеющегося опыта, наколенного в течение многих лет. Для нас таким новым подходом стал инновационный проект, в котором мы соединили оздоровительную система Ю.Ф. Змановского реализовалась детьми старшего возраста в отношении детей младшего дошкольного возраста через практику волонтерства.

Целью проекта стало создание в дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогических условий, направленных на здоровьесбережение дошкольников на основе волонтерской деятельности. Основные задачи проекта:

  1. Изучить теоретико-методологические предпосылки внедрения социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф. Змановского) в практику работы ДОУ.
  2. Организация здоровьесберегающей среды, наполненной ценностями и смыслами здорового образа жизни.
  3. Развитие инициативности детей дошкольного возраста в процессе на основе волонтерской деятельности.
  4. Реализация системы эффективного закаливания, рациональной двигательной активности, оздоровительных режимов детей.
  5. Повышения педагогической компетентности педагогов и родителей в сфере оздоровительно-воспитательной деятельности.
  6. Распространение инновационных идей, передового опыта, внедрения социально-оздоровительной технологии.

Реализация проекта проходила в три этапа. На первом (подготовительном этапе) были проанализированы основные труды Ю.Ф. Змановского и его последователей, а после проведенного творческого анализа была составлена комплексная система занятий, включающая различные двигательные, дыхательные, закаляющие упражнения.

На втором этапе – этапе реализации проекта – в старшей группе были отобраны дети, которые изъявили желание стать волонтерами. Под руководством инструктора по физической культуре они знакомились с основными двигательными, дыхательными, закаливающими и оздоровительными упражнениями и процедурами. После того, как дети освоили все упражнения, они выступили в качестве наставников для детей младшей группы. У каждого малыша был свой наставник-волонтер, который обучал его основным видам движений, техникам массажа и самомассажа, следил за правильностью выполнения движений. Наставники занимались с подопечными не только в физкультурном зале, но и на прогулочных площадках, а также во время игр. Большой интерес эти занятия вызывали как у наставников, так и у их подопечных. Детям старшего возраста очень нравилось выступать в роли учителей, а малыши чувствовали себя более уверенно, когда рядом находился старший друг.

На третьем, заключительном этапе был проанализирован полученный опыт, проведена серия семинаров-практикумов для воспитателей нашего ДОУ, воспитателей ряда районов г. Ростова-на-Дону. Материалы проекта были представлены в ряде публикаций.

Основными результатами реализации проекта стали:

  • система методов и проемов здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях волонтерства;
  • алгоритм проведения здоровьесберегающих волонтерских акций;
  • создание модели здоровьесберегающей среды МБДОУ;
  • представление материалов проекта в периодической и научной печати.

Если на начальном этапе проекта в качестве волонтеров выступали дети-добровольцы из старшей группы, то постепенно в эту деятельность были вовлечены практически все воспитанники детского сада. Реализация данного проекта позволила существенно снизить уровень заболеваемости детей и, как следствие, существенно повысилась посещаемость детьми дошкольного учреждения. Данная практика получила признание в педагогической среде, материалы проекта представлены в медиа пространстве (см.  сайт «Фонд XXI века» и научно-практический журнал «Научные дискуссии», «Новая газета» https://www.nvgazeta.ru/news/12391/602809/).