Учитель логопед

Что мешает речевому развитию наших малышей?

Часто, кажется, что ничего не предвещает беды, но вдруг у любимого сыночка или дочки, как будто «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Позже, когда ребенок из детского сада переходит в школу, эти проблемы перерастают в еще более весомые.

Цель работы учителя-логопеда — оказание необходимой коррекционной помощи детям с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

В ходе обследования логопед может выявить различные нарушения речи. Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно. Недоразвитие фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых заменах, однако степень его выраженности и особенности у данного ребёнка может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие может привести  к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.

Многие речевые нарушения  вызваны серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными. Однако иногда  мы родители  можем и без помощи специалиста, самостоятельно помочь своему ребенку.

Очень часто взрослые думают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с собственным ребенком ни к чему. В этом главная ошибка многих родителей. Игнорируя особенности детской речи, родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Таким образом, своим поведением сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», указывающие на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места.  И этот стиль воспитания начинает тормозить речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще. В это время ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Достаточно часто ребенок, неосознанно, подражая кому-то из близких родственников, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Быстрая, неразборчивая речь взрослого также ведет к тому, что срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Кроме того, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов.

Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. При быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении. Нежелание родителей работать над собственными несовершенствами становится причиной задержки развития речи их детей.

Одна из бед нашего времени — бедный речевой опыт детей. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Напряженный ритм в мегаполисе приносит свои негативные плоды. Любящие мамы и папы, уставшие на работе, уже не имеют ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Другая беда – телевизор, компьютер… Часто родителям проще включить их ребенку, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день.

Таким образом, подытожив написанное, можно выделить несколько основных правил, которые помогут полноценному становлению речи любимого сына или дочки.

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря.
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и малышу, и его родителям.

Несерьёзные игры

Речевая готовность к школе

Автоматизация звука

Научите малыша произносить звуки

Фонематический слух

Сборник артикуляционных сказок

Скоро в школу. Развиваем речь

Учим стихи

Игры для детей раннего возраста

Пальчиковая гимнастика

Подготовительные упражнения по дисграфии

Что такое дисграфия

Артикуляционная гимнастика

Весёлые превращения Язычка

Глухова

Раннее обучение чтению. «За» и «против»

Поможем ребенку заговорить

Родителям о речи ребенка

Упражнения для развития дыхания

Этапы развития звуков

Звуки и буквы, давайте дружить!

Играем с гласными звуками

Консультация для родитителей — АДЕНОИДЫ

Логопункт

Нетрадиционные методы

Подготовила учитель-логопед

Глухова С.В.